Вадим Острижный, индивидуальный предприниматель из Сальского района Ростовской области. Рассказал о созданной на грант агростартап животноводческой ферме, о его учёбе в «Школе фермеров», по окончании которой он был признан лучшим учеником.

– Грант получить можно, это реально, – с полной ответственностью подтвердил молодой фермер. – И поддержка на всех уровнях: и в минсельхозе, и в Центре компетенций. Трудно было найти поголовье, соответствующее всем ветеринарным требованиям. Но и тут на помощь пришла платформа «Своё фермерство». Удалось найти подходящих герефордов. «Школа фермера» сориентировала на чёткие цели, как развиваться, куда двигаться дальше.

Но не всё без сложностей у нас. Государство помогает, хорошо помогает стартануть. Однако я упёрся в проблему с землёй. В муниципалитете мне её выделили, но только на три года, без преимущественного права продления и без выкупа. Три года пройдёт, мой участок выставят на торги и всё. Я ещё не сильно конкурентоспособен, а субаренду не потяну – цена доходит до 650 тыс. рублей за 20 га. И что тогда – вырезать коров? Её чтоб из тёлки вырастить, как раз три года и уйдёт.

Пятимиллионный грант Вадим Острижный получил на развитие мясного скотоводства, но ещё до приобретения бычков завёл молочное животноводство, вступил в два кооператива, намерен заняться переработкой мяса и молока. Планы серьёзные, силы есть.

Проблему молодого предпринимателя в донском минсельхозпроде знают, поэтому и замминистра, и куратор фермеров сразу включились в полемику, попеняв парню, что сам-де, виноват – видел, что подписывал. А теперь выход один, рассуждал Алексей Панкратов, – идти в суд. Но суд, как и торги – палка о двух концах, можно и проиграть. А подписался на трёхлетний срок аренды не по глупости, муниципальная власть продиктовала такие условия. Стал бы настаивать на своих, мог и вообще не получить эти пастбища.

Татьяна Снитко упирала на другие аргументы, напомнив, что в своём выступлении обратила внимание: сегодня в приоритете не арендаторы, а владельцы основных средств. И даже процитировала афоризм Марка Твена: «Покупайте землю – её больше не производят». С этим фермер и не спорит, сам бы рад. Да откуда взяться таким средствам, если за плечами только два года становления и никакого «жирка» в запасе. Так что и совет осваивать современные технологии безвыпасного содержания скота, как происходит во всём мире в условиях густонаселённых территорий, как-то не вдохновил начинающего животновода.

– Это проблема не только моя, – пытался донести он с болью. – И земля есть, у нас под свалкой её столько, что хватит для выпасов, и я готов взять и такую землю и расчистить. К тому же пастбища постоянно распахиваются. А перевод их в другую категорию карается всего лишь небольшим штрафом.

Очередной совет «человеку, занимающему активную жизненную позицию» был – добиваться изменения законодательства. Так и хочется спросить: а минсельхоз у нас, простите, зачем? Если проблема системная, значит, решать её должен не один человек, пусть и активный, у которого дел на ферме хватает, и живёт он за 250 км от областного центра.

Деловая программа Агропромышленного форума юга России, проходившего в этом году со 2 по 4 марта, охватывает, как правило, все самые актуальные вопросы сельского хозяйства. Разумеется, не остаются в стороне и «малыши». Один из круглых столов был посвящён мерам поддержки малых форм хозяйствования в 2022 году.

Подробнее: "Господдержка и фермеры: истории трёх хозяйств, получивших гранты" https://agrobook.ru/blog/user/admin/gos … anty-video