Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А41-14542/2020
29 октября 2020 года
г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 2 сентября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2020 года.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Чесноковой Е.Н.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Емельяновым Д.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (ИНН 5000001469, ОГРН 1035009552654)

к индивидуальному предпринимателю Кудряшовой Татьяне Николаевне (ИНН 507901875660, ОГРН 309500408400051)

о взыскании денежных средств,

к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Московской области (ИНН 5001080706, ОГРН 1105001005340),

при участии в судебном заседании – согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Кудряшовой Татьяне Николаевне (далее – предприниматель) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта на развитие животноводческих ферм в размере 13 820 535 рублей.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Московской области (далее – контрольный орган).

В обоснование исковых требований министерство указывает на то, что на момент подачи предпринимателем заявки на предоставление гранта крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является предприниматель, не соответствовало критериями микропредприятия в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ), в связи с чем выделенные в рамках гранта денежные средства получены предпринимателем неправомерно и подлежат возврату в бюджет Московской области.

Предприниматель в порядке, предусмотренном статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что на момент подачи заявки на предоставление гранта ее предприятие соответствовало критериям, изложенным в Законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ, предъявляемым к микропредприятиям. Кроме того, предприниматель обращает внимание на то, что министерством не оспаривается факт представления предпринимателем совместно с заявкой необходимых документов, которые были проверены комиссией и признаны достоверными.

В письменных пояснениях контрольный орган поддержал заявленные исковые требования, указав при этом на то, что среднесписочная численность работников крестьянского (фермерского) хозяйства, возглавляемого предпринимателем, по состоянию на 01.01.2017 и на 01.01.2018 составляла 22 человека, что не позволяет признать это хозяйство микропредприятием.

В судебном заседании представитель министерства поддержал заявленные исковые требования.

Представитель предпринимателя против удовлетворения исковых требований возражал.

Представитель контрольного органа также поддержал заявленные исковые требования.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 17.07.2018 между министерством и предпринимателем (участником программы) заключено соглашение № 3 о предоставлении средств бюджета Московской области в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы в размере 13 820 535 рублей, из них средств федерального бюджета 5 597 320 рублей, средств бюджета Московской области в соответствии с установленным уровнем софинансирования со средствами федерального бюджета 4 768 093 рубля 24 копейки; средств бюджета Московской области сверх установленного уровня софинансирования 3 455 121 рубль 76 копеек в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от 28.06.2018.

Грант предоставляется в целях модернизации фермы на 120 голов крупного рогатого скота, приобретения оборудования для фермы, покупки сельскохозяйственных животных.

Министерство перечислило предпринимателю по платежному поручению от 26.07.2018 № 1008 денежную сумму в размере 10 365 413 рублей 24 копеек и по платежному поручению от 24.07.2018 № 1012 денежную сумму в размере 3 455 121 рубля 76 копеек.

При этом контрольным органом по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка эффективности расходования средств на оказание мер государственной поддержки малых форм хозяйствования, направленных на развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, принятых в рамках реализации государственной программы Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья» установлено, что в нарушение абзаца 6 пункта 8 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 № 866/22 (далее – Порядок) принята и отобрана заявка предпринимателя на участие в конкурсе при несоответствии крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя критериям микропредприятия, установленным Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, ввиду того, что по состоянию на 01.01.2017 и на 01.01.2018 среднесписочная численность работников хозяйства составляет 22 человека, согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Московской области.

В связи с выявленным нарушением порядка предоставления гранта министерство направило в адрес предпринимателя требование от 19.12.2019 № исх-22438/20-05-03 о возврате денежных средств, полученных в форме гранта, в полном размере.

Поскольку денежные средства не были возвращены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации..

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что для участия в конкурсе по получению Грантов крестьянское (фермерское) хозяйство должно соответствовать следующим требованиям:

крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть зарегистрировано на сельской территории Московской области;

главой и членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются граждане Российской Федерации (не менее двух, включая главу), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии по разведению и содержанию сельскохозяйственных животных и птицы;

срок деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на дату подачи заявки на конкурс превышает 24 месяца с даты регистрации;

заявитель и члены крестьянского (фермерского) хозяйства ранее не являлись получателями Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, Грантов на развитие семейных животноводческих ферм, либо с даты полного освоения Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) Гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет, а в случае, если ранее Грант был получен на развитие семейных животноводческих ферм для разведения крупного рогатого скота молочного направления, - не менее двух лет;

крестьянское (фермерское) хозяйство соответствует критериям микропредприятия в соответствии с Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ;

крестьянское (фермерское) хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;

крестьянское (фермерское) хозяйство планирует создание не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено Программой с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий, или планирует реконструировать (модернизировать) не более одной семейной животноводческой фермы;

при отсутствии в крестьянском (фермерском) хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае, если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье крупного рогатого скота молочного или мясного направлений не должно превышать 300 голов основного маточного стада, поголовье страусов, коз (овец) - 300 голов;

заявитель имеет план создания и развития семейной животноводческой фермы по содержанию высокопродуктивных сельскохозяйственных животных и птицы с применением высокотехнологического оборудования и сельскохозяйственной техники; увеличению объема реализуемой животноводческой продукции; обоснования строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет (далее - бизнес-план);

заявитель представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, собственных и заемных средств);

заявитель обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования Приобретений;

заявитель обязуется использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы согласно представленному плану;

заявитель планирует создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения Гранта и обязуется сохранить созданные рабочие места в течение не менее пяти лет после получения Гранта;

крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения Гранта;

строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы, развитие которой предлагается хозяйством, ранее не осуществлялось с использованием средств государственной поддержки;

заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства;

заявитель не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является;

в хозяйстве отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 этого же Порядка установлено, что в случае нарушения получателем Гранта условий предоставления Гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных этим Порядком и Соглашением, полученные средства Гранта подлежат возврату в бюджет Московской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, предпринимателем подана заявка на предоставление гранта, соответствующая требованиям пункта 8 Порядка, в том числе требованию о том, что хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Закона от 24.07.2008 № 209-ФЗ, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

При этом, как пояснили представители истца и ответчика в судебном заседании, на момент подачи заявки на предоставление гранта предприниматель указала на то, что на указанную дату численность работников составляла 14 человек.

Вместе с тем в рамках осуществления контрольно-проверочных мероприятий контрольным органом запрошены сведения о среднесписочной численности работников крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащего предпринимателю, у налогового органа и, согласно представленным в материалы дела сведениям по состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018 среднесписочная численность работников данного хозяйства составляла 22 человека.

Однако, согласно пункту 9 Порядка, заявитель подтверждает соответствие требованиям, указанным в пункте 8 этого Порядка, путем представления следующих документов:

копий паспортов граждан Российской Федерации - главы и членов крестьянского (фермерского) хозяйства;

копии Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

справки крестьянского (фермерского) хозяйства о количестве работающих в хозяйстве человек;

плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, собственных и заемных средств);

плана по развитию семейной животноводческой фермы (бизнес-плана) по направлению деятельности (отрасли) животноводства, определенной Программой, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснования создания, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет;

копий документов, подтверждающих родство по отношению к заявителю либо ведение совместного хозяйства;

выписки/выписок из банковского счета/счетов, подтверждающих наличие на счете заявителя денежных средств в объеме не менее 10 процентов стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов;

справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по форме «Код по КНД 1120101»;

копии кредитного договора и (или) договора займа или гарантийного письма кредитной организации о предоставлении кредита/займа или выписки из решения уполномоченного органа кредитной организации/заимодавца о предоставлении кредита/займа (предоставляются при условии привлечения кредитных/заемных средств для реализации бизнес-плана).

Из буквального толкования положений данного пункта следует, что заявитель подтверждает соответствие требованиям, указанным в пункте 8 этого Порядка, в том числе в части соответствия его крестьянского (фермерского) хозяйства критериям микропредприятия в соответствии с Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, путем справки крестьянского (фермерского) хозяйства о количестве работающих в хозяйстве человек.

Материалами дела подтверждается, что предприниматель представил все необходимые в соответствии с вышеуказанным Порядком подтверждающие документы, в том числе справку о количестве работающих в хозяйстве человек, что министерством и контрольным органом не оспаривается.

Основания для отказа в предоставлении гранта после проверки их достоверности компетентной комиссией выявлены не были.

Суд принимает во внимание, что Порядком, которым регулируются не только действия заявителей и получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений. Субсидия была предоставлена предпринимателю ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2018 № 305-ЭС18-12180 по делу № А41-53450/2017.

Более того, соглашение, заключенное между предпринимателем и министерством, является действующим, в установленном законом порядке не расторгнуто и недействительным не признано, в связи с чем требования министерства о возврате средств гранта, перечисленных по действующему соглашению, права и обязанности сторон по которому не прекратились, являются необоснованными.

Министерство на иные нарушения порядка использования предпринимателем выделенных в рамках гранта денежных средств не ссылалось.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований министерства не имеется.

Поскольку министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, то в силу того, что в удовлетворении исковых требований отказано, то судом вопрос о распределении судебных расходов по ее уплате не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Е.Н. Чеснокова